Выпуск № 3 — 2017

О РОЛИ П.Ф. ЛЕСГАФТА И ГЕНЕРАЛА А.Д. БУТОВСКОГО В СТАНОВЛЕНИИ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Горелов Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

P.F. LESGAFT AND GENERAL A.D. BUTOVSKYS ROLES IN THE RUSSIAN MILITARY PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT

Gorelov A.A., doctor of pedagogical sciences, leading researcher at the Scientific research center, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: 2017 и 2018 годы являются весьма знаменательными для отечественного военно-физкультурного образования. В этот период все прогрессивное человечество будет отмечать 180-летние юбилеи Петра Францевича Лесгафта (р. 21 (8) сентября) 1837 г.) и Алексея
Дмитриевича Бутовского (р. 22 (9) июня 1838 г.). Их роли в становлении современной теории физической подготовки войск мы коротко касались в статье, посвященной 200-летию военно-физкультурного образования в России [1]. К настоящему времени нами был получен и проанализирован обширный материал, свидетельствующий о значительном вкладе этих выдающихся ученых в содержание и направленность физической подготовки в войсках и военно-учебных заведениях. Их наследие являет собой прочный фундамент, на котором выстроена отечественная система подготовки специалистов. В статье приводится ряд исторических фактов, проливающих свет на научную значимость трудов П.Ф. Лесгафта и А.Д. Бутовского в становлении военно-физкультурного образования в России.
Ключевые слова: военно-физкультурное образование, гимнастика, фехтование, гимнастическо-фехтовальные курсы, физическое воспитание, физическое образование.

Annotation: 2017 and 2018 are notable for the Russian military physical education. The conscions people will mark the period by celebration of the 180th anniversaries of Piotr F. Lesgaft (b. 21.09,1837) and Alexei D. Butovsky (b. 22.06,1838). Their role in the development of the modern concept of military physical training has been outlined in the article dedicated to the second centenary (2016) of the military physical education in Russia [1]. By now, the vast material testifying to the two prominent scientists’ outstanding contribution to the content and vector of the physical training in the troops and military educational institutions has been studied. Their heritage is a stable foundation for the contemporary system of specialists training. Some historical facts describing Piotr F. Lesgaft’s works and those of Alexei D. Butovsky’s scientific significance for the development of the Russian military physical education development are provided in the article.
Key words: military physical education, fencing, gymnastics and fencing courses, physical training, physical education.

Полный текст статьи

НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ВАЖНОГО ФАКТОРА ПОДДЕРЖАНИЯ БОЕСПОСОБНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Миронов Вячеслав Васильевич, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;
Пашута Валерий Лукич, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

DIRECTIONS AND WAYS OF PHYSICAL TRAINING IMPROVEMENT AS AN IMPORTANT FACTOR OF SERVICEMEN COMBAT READINESS MAINTENANCE

Mironov V.V., honored worker of physical training of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Pashuta V.L., honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье подчеркивается объективная необходимость появления физической подготовки вместе с зарождением регулярных воинских формирований как самостоятельного предмета боевой подготовки войск; раскрываются потенциальные возможности физической подготовки по воздействию на организм военнослужащих для развития профессионально важных физических качеств и военно-прикладных двигательных навыков в интересах поддержания физической подготовленности и профессиональной работоспособности личного состава.
На основании результатов научных исследований раскрывается сущность адаптационных процессов при организации физической тренировки военнослужащих с различной направленностью, обеспечивающих повышение работоспособности конкретных воинских специалистов, объясняется механизм экономизации функций тренированного человека, а также обосновываются пути дальнейшего совершенствования системы физической подготовки войск.

Ключевые слова: физическая подготовка, специфические и неспецифические компоненты адаптации к воздействию факторов окружающей среды, боеспособность военнослужащих.

Annotation: The article emphasizes the objective necessity of physical training together with the generation of regular military units as an independent subject of combat training of troops. Also the article describes the physical training potential opportunities to influence the organisms of servicemen, in the aspect of developing professionally important physical qualities and military motor skills, for maintenance of their physical readiness and professional abilities.
Based on the results of the scientific research the fact of adaptation processes in the physical training of servicemen with various specialties ensuring the efficiency increase of definite military specialists as well as the mechanism saving the functions of a trained person are explained. The authors also give the substantiation of some prospective ways of the military physical training system improvement.

Key words: physical training, specific and non-specific component of adaptation to the environment factors, combat readiness of servicemen.

Полный текст статьи

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Митрахович Вячеслав Александрович, доктор педагогических наук, доцент, Военная академия связи им. С.М. Буденного, Санкт-Петербург;
Митин Дмитрий Иванович, соискатель, Военная академия связи им. С.М. Буденного, Санкт-Петербург.

MODEL OF PHYSICAL TRAINING PEDAGOGIC POTENTIAL IMPLEMENTATION FOR MILITARY PERSONNEL PROFESSIONALISM DEVELOPMENT

Mitrakhovich V.A., doctor of pedagogical sciences, associate professor, the S.M. Budyonny Military Academy of Communications, Saint-Petersburg;
Mitin D.I., postgraduate, the S.M. Budyonny Military Academy of Communications, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье рассматривается модель реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих. Авторы предлагают этапы модели: эмоционально-мотивационный, когнитивный, действенно-практический и акмеологический, которые реализуются в определенной последовательности с сохранением единства их внутренней структуры: цель – средство – результат.
На эмоционально-мотивационном этапе происходит зарождение и дальнейшее развитие мотивов, интересов и потребностей военнослужащих к своему профессиональному росту, достижению высокого уровня физической готовности. Когнитивный этап обеспечивает военнослужащим накопление положительного опыта в военно-профессиональной деятельности в целом и в процессе физической подготовки в частности. При реализации действенно-практического этапа наблюдается высокоэффективное и творческое осуществление военнослужащими своего воинского труда по предназначению в любых условиях и ситуациях, обусловленное высоким уровнем их физической готовности. При прохождении когнитивного этапа происходит стимулирование сил саморазвития, опыта самоорганизации и самосовершенствования в своей военно-профессиональной деятельности.
Использование предлагаемой авторской модели в процессе проведения различных форм физической подготовки позволит командирам воинских подразделений организовать системную деятельность по профессионализации военнослужащих, обеспечит выбор необходимых средств для достижения целей каждого из этапов, поможет прогнозировать результаты своего педагогического влияния на личный состав.

Ключевые слова: физическая подготовка, педагогический потенциал, модель реализации физической подготовки, формирование профессионализма военнослужащих.

Annotation: The article treats of the model of physical training pedagogical potential fulfillment in military personnel professionalism development. Authors suggest the following stages of the model: emotionally motivational, cognitive, operational and acmeological, which are undergone in a certain sequence keeping intact unity of their internal structure which is: target – aid – result.
Emotionally motivational stage pertains to origination and further development of military personnel’s motives, interests and needs of their professional career development, a great level of physical readiness achievement. When at cognitive stage military personnel are enabled to gain efficient experience in their professional career in general and in physical training in particular. Undergoing operational stage one can see military personnel highly efficient and creative doing their job under any conditions and in any situations which is enabled by a high level of their physical readiness. When cognitive stage is being undergone self-development forces are being boosted as well as self-organization and self-improvement experience in career activities.
Utilization of the suggested author’s model in conducting various kinds of physical training will enable officers in command of military units to organize systematic activities aimed at professionalization of military personnel, will facilitate selection of relevant aids for target delivering at each of the stages, will help to predict results of one’s pedagogical impact on the army staff.

Key words: physical training, pedagogic potential, model of physical training, military personnel professionalism development.

Полный текст статьи

РОЛЬ ПРАКТИК (СТАЖИРОВОК) В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТА – ВЫПУСКНИКА ВУЗА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Прохоренко Андрей Александрович, полковник, кандидат педагогических наук, начальник кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

THE ROLE OF PRACTICAL WORK (INTERNSHIP) IN THE PROCESS OF TRAINING THE SPECIALIST – GRADUATE OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF SPORTS PROFILE

Prokhorenko A.A., colonel, candidate of pedagogical sciences, head of the Department of theory and organization of military physical training, fitness and sports, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье дается определение практике, как виду образовательной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций. Раскрывается значение качественной организации практик (стажировок) в процессе подготовки специалиста служебно-прикладной физической подготовки. Доводятся особенности деятельности выпускника – специалиста физической подготовки на первичных воинских должностях, по которым проводится обучение в Военном институте физической культуры. Приводятся некоторые тенденции системы высшего образования и анализируется их влияние на качество подготовки выпускников образовательных учреждений высшего образования. Предлагаются пути решения некоторых проблемных вопросов образовательной деятельности учебных заведений. В статье указываются предложения, основанные на опыте проведения практик (стажировок), направленные на повышение качества их организации и проведения. Определяется роль руководителей практик (стажировок), специалистов физической подготовки воинских частей и кафедр вузов, в чье распоряжение прибывают курсанты, в достижении целей практик (стажировок). Обосновываются требования к организации практик (стажировок). Указываются условия эффективности подготовки выпускника в процессе проведения практик (стажировок). Впервые в указанном объеме определяется перечень функций практик (стажировок) в процессе профессиональной подготовки специалиста-выпускника вуза физкультурного профиля.

Ключевые слова: практика, стажировка, военно-учебное заведение, федеральный государственный образовательный стандарт, основная профессиональная образовательная программа.

Annotation: The article presents the definition of the term “practice” as a kind of educational activity aimed at creation, strengthening, development of practical skills and competences. The author stresses the meaning of practices qualitative organization during the process of physical training specialist preparation. Here are given the features and peculiarities of professional activities of the graduate – PT specialist at initial military posts according to the educational process at the Military Institute of Physical Training. The author also presents some tendencies of the higher education system and analyses their influence upon the quality of training the graduates of higher educational institutions. The article presents ways and means of solving some problematic questions of educational activities of educational institutions. The article gives certain suggestions based upon the experience of conducting practices directed at the improvement of the quality of their organization and conducting. The suggested material defines the role of practices organizers, specialists in PT of military units and higher schools departments where the cadets come for the sake of achieving the aim of practices. The author justifies the conditions of the efficiency of graduate training during practices conducting. For the first time one gives here a summary of practices functions during professional training of the specialist – graduate of physical culture / training educational establishment.

Key words: internship, practical work, higher military school, federal state educational standard, main professional educational program.

Полный текст статьи

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАВЫКОВ СПОРТИВНЫХ ЕДИНОБОРСТВ У ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Ашкинази Сергей Максимович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург;
Кузин Павел Александрович, капитан, адъюнкт (заочного отделения) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE COMBAT SPORTS SKILLS GRADUATES OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ST. PETERSBURG

Ashkinazi S.M., doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector for research work of National State University of physical culture, sport and health, named after P.F. Lesgaft, Saint-Petersburg;
Kujin P.A., captain, ajunct, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье рассматриваются результаты экспериментальной проверки подготовленности выпускников военных общеобразовательных организаций МО РФ г. Санкт-Петербурга по разделу «Спортивные единоборства и рукопашный бой». Представлены статистические оценки выполнения приёмов из программы обучения кадет (с 5-го по 11-й класс). Целью исследований было проанализировать способность эффективно действовать при решении различных ситуационных задач на базе усвоенного арсенала технических действий. Показаны слабые стороны в подготовке учащихся по разделу «Спортивные единоборства и рукопашный бой» («СЕ и РБ»). Оценивается степень сформированности навыков и умений применять кадетами изученные приёмы борьбы самбо (в чистом виде), в противоборстве с невооружённым и вооружённым противником. Акцентируется внимание на необходимость комплексного обучения системе единоборств, включения в содержание обучения не только приёмов борьбы, но и ударной техники, обеспечивающей возможность быстрого и безопасного сближения с противником. Выявлены предпосылки для включения в содержание руководящих документов, регламентирующих обучение по разделу «СЕ и РБ» в рамках дисциплины «Физическая культура», арсенала технических действий такого вида комплексных (смешанных) спортивных единоборств как армейский рукопашный бой. Выдвигаются предложения по совершенствованию дисциплины «Физическая культура» в процессе подготовки допризывного контингента на базе военных общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации.

Ключевые слова: рукопашный бой, спортивные единоборства, техника, приёмы, ситуационные задачи, анализ эффективности, экспериментальная проверка, кадеты.

Annotation: The article deals with the results of the experimental examination of readiness in case of the graduates of military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation according to the section «Sporting single combat and hand-to-hand combat». Here have been given statistic results from the programme of cadets education (from the 5 th up to the 11 th form). The aim of the investigation was to analyze the ability to act effectively while studying different situational tasks upon the achieved complex of technical actions. The authors present the so-called weak points while training the students according to the section «sporting single combat and hand-to-hand combat». The authors evaluate the degree of formation of skills to use by the cadets the taught means and ways of sambo (without other kinds of single combat) while fighting with the unarmed and armed enemy. The authors pay attention to the idea of complex teaching single combat system, to the including in the content of teaching not only means of wrestling, but also to striking technique providing the ability of quick and safe closing with the enemy. The authors present also some starting positions for including in the content of quiding documents (sectory «sporting singe combat and hand-to-hand combat» the complex single combats as army hand-to-hand combat. The authors present the ideas to perfect the educational subject «Physical culture» during training before – army young generation on the basis of military educational institutional of the Russian Federation».

Key words: hand-to-hand combat, sporting single combat, techniques, methods, situational tasks, analysis of the efficiency experimental examination, cadets.

Полный текст статьи

РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виноград Дмитрий Владимирович, подполковник, старший инспектор, Управление физической подготовки и спорта ВС РФ, Москва;
Полянский Валерий Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры огневой подготовки УНК СП Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва.

THE RESULTS OF MILITARY PHYSICAL EXERCISES INTRODUCTION IN THE TRAINING PROGRAMS OF THE SECONDARY EDUCATION ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Vinograd D.V., senior inspector, Department of Physical Training and Sports of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow;
Polansky V.P., doctor of pedagogical sciences, professor at the Department of range practice, the V. Y. Kikot’ MIA of Russia Moscow University, Moscow.

Аннотация: В статье приведены результаты внедрения экспериментального метода профилирования физического воспитания обучающихся старших классов в качестве дополнения к программе основного обучения, реализуемого в рамках третьего часа (вариативного времени по предмету обучения), а также дополнительных программ обучения в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации.
В статье также рассмотрены основные факторы формирования и развития комплексов военно-прикладных упражнений (дисциплин военно-прикладного спорта), представлены основные проблемы их развития среди граждан допризывного возраста. В работе отмечается, что повышение уровня физической подготовленности призывного и допризывного контингента играет важную роль в развитии физически подготовленного мобилизационного резерва, готового оперативно выполнить поставленные задачи. В завершение представлены авторские взгляды на решение проблем подготовки военных специалистов к условиям будущей военно-профессиональной деятельности, которые могут быть интересны специалистам в области физической подготовки допризывной подготовки.

Ключевые слова: суворовцы, нахимовцы, кадеты, общеобразовательные организации Министерства обороны Российской Федерации, экспериментальный метод, военно-прикладные упражнения.

Annotation: The results of implementation of an experimental method of professional physical training profiling for senior pupils, as an addition to the program of the basic education realized within the third hour (variable for a training subject), are given in the article, as well as these of the additional training programs introduction in the secondary education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation.
The article also considers the leading factors of military skills training exercises (military skills sporting disciplines) complexes formation and development, the main problems of their development among the pre-conscription youth. The level of physical readiness of pre-conscription and call-up-aged contingent for development of the physically prepared mobilization reserve ready for carrying out various tasks important role is emphasized. In conclusion, the authors’ attitude towards the issue of military specialists training adjusted to the following military activities conditions is represented which can be a matter of interest for the pre-conscription training specialists.

Key words: Suvorov Military School cadets, Nakhimov Naval School cadets, cadets, secondary education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation, experimental method, military and applied exercises.

Полный текст статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАННЫМИ КУРСАНТАМИ В ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Кленова Татьяна Андреевна, старший преподаватель кафедры русского языка Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL DIALOGUE WITH FOREIGN
STUDENTS OF a MILITARY physical TRAINING INSTITUTE

Klenova T. A., senior lecturer at the department of Russian language, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg.

Аннотация: Количество иностранных учащихся в военных вузах МО РФ неуклонно растет. Организация педагогического взаимодействия с данной категорией обучающихся требует учета ряда важных факторов. В данной статье рассматриваются особенности организации профессионально-педагогического общения в военно-физкультурном вузе. Подчеркивается влияние профиля обучения на характер взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Анализируется роль преподавателя русского языка как иностранного в процессе создания условий эффективной межкультурной коммуникации в полиэтническом воинском коллективе курсантов. Результаты исследования расширяют знания о факторах, влияющих на успешность профессионально-педагогического общения с иностранными военнослужащими.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое общение, военно-физкультурный вуз, профиль обучения, корпоративная культура, РКИ.

Annotation: The number of foreign students in higher education institutions is growing. The organization of pedagogical interaction with this category of students requires the consideration of a number of factors. The article discusses the features of the organization of professional and pedagogical communication in military training institute. Attention is drawn to the determining influence of the education profile on the nature of the interaction of educational activity subjects. The role of the teacher of Russian as a foreign language in the process of creating the conditions for effective cross-cultural communication is analyzed. The results of the research broaden knowledge of the factors affecting the success of professional pedagogical communication with foreign military personnel.

Key words: professional pedagogical communication, military physical training institute, profile of education, corporate culture, RFL (russian like foreign language).

Полный текст статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ЛАВИННЫХ ДАТЧИКОВ (БИПЕРОВ), ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ХОДЕ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ В ГОРАХ

Кузенков Сергей Анатольевич, начальник кафедры горной подготовки, выживания и ориентирования, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;
Темирханов Темирлан Абасович, преподаватель кафедры горной подготовки, выживания и ориентирования, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

INVESTIGATION OF THE EFFECTIVENESS OF VARIOUS TYPES OF AVALANCHE SENSORS (BEEPER) USED DURING SEARCH AND RESCUE OPERATIONS IN THE MOUNTAINS

Kuzenkov S.A., Head of the Department of Mining Training, Survival and Orientation, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg;
Temirkhanov T.A., Teacher of the Department of Mining Training, Survival and Orientation, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

Аннотация: Горная подготовка сопряжена с преодолением многочисленных опасностей, связанных с рельефом местности, с метеорологическими условиями и непосредственными действиями самих военнослужащих. Лавины являются одной из самых реальных и грозных опасностей в горах. Одним из важных аспектов безопасного передвижения в горной местности в зимних условиях является наличие лавинных датчиков на каждом военнослужащем. Существует различное множество лавинных датчиков с различными характеристиками приема и передачи сигнала. В статье представлено научное обоснование эффективности определенных моделей поисково-спасательных средств – биперов, с целью использования их в ходе поиска пострадавших в горах.

Ключевые слова: поисково-спасательные средства, лавинные датчики, зона приема, курсанты, слушатели.

Annotation: Mountain training involves overcoming numerous hazards resulted from terrain conditions, weather and actions of the servicemen themselves. Avalanches are one of the most real and threatening dangers in the mountains. One of the important aspects of safe movement in mountainous terrain in winter conditions is the provision of each serviceman with avalanche detectors. There are many detectors with different characteristics of transmission and reception of the signal. The article presents the scientific justification for the effectiveness of certain models of search-and-rescue equipment – beepers, for the purpose of using them in the course of searching for survivors in the mountains.

Key words: search-and-rescue equipment, avalanche detectors, reception zone, cadets, trainees.

Полный текст статьи

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ БИАТЛОН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ У КАДЕТ

Румба Ольга Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;
Кузьменко Анна Викторовна, старший лейтенант, адъюнкт Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;
Болотов Бактыяр Дыйкамбетович, лейтенант, начальник физической подготовки и спорта бригады специального назначения войсковой части республики Киргизстан.

INTELLECTUAL BIATHLON AS A MEANS OF CADETS’ SHOOTING SKILLS FORMATION

Rumba O.G., doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Kuzmenko A.V., senior lieutenant, postgraduate, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Bolotov B.D., lieutenant, head of physical training and sports of a special brigade of the military unit of the Republic of Kyrgyzstan.

Аннотация: В статье представлено научное обоснование целесообразности включения интеллектуального биатлона (ИБ) в содержание занятий стрельбой из пневматического оружия с кадетами общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (ОО МО РФ) и Киргизского Национального военного лицея имени героя Советского союза генерал-майора Дайыра Асанова (КНВЛ).
Дана характеристика ИБ, который принадлежит семейству игр ЖИПТО (JIPTO), и представляет собой спортивную версию интеллектуальной командной игры преследования, в которой пятеро играющих должны уйти от преследователя, обозначая свои передвижения по игровому полю выстрелами из пневматической винтовки по допустимым для совершения хода ячейкам. Проанализированы содержание и правила ИБ; рассмотрена специфика проведения занятий по стрельбе из пневматического оружия в кадетских корпусах России и Киргизской Республики; описана экспериментальная методика занятий ИБ с кадетами; представлены результаты педагогического эксперимента по проверке ее эффективности, в ходе которого доказано положительное влияние ИБ на огневую подготовленность, самочувствие, активность, настроение кадет, а также на их интерес к занятиям. В заключении делается вывод о том, что ИБ обладает большим потенциалом в плане положительного влияния на формирование навыков стрельбы у кадет, а также может способствовать развитию тактического мышления и повышению интереса к занятиям стрельбой.

Ключевые слова: интеллектуальный биатлон, занятия по стрельбе из пневматического оружия, кадеты, анкетирование, педагогический эксперимент.

Annotation: The article represents a scientific substantiation of including intellectual biathlon (IB) into the contents of pneumatic weapon shooting training of cadets of the general education institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation and Dayyr Asanov Kyrgyz National Military lyceum.
The characteristic of IB which belongs to JIPTO group is given. It is the sporting version of the intellectual team game of persecution in which five players must run away from persecutor, marking their movements by shooting from pneumatic rifles hitting the available move-making cells. The rules and the contents of IB have been analyzed; special characteristics of the classes
on pneumatic weapon shooting at cadet schools of Russia and Kyrgyzstan have been considered; the experimental methods of IB classes with cadets have been shown; the
results of the pedagogical experiment on its efficiency audit have been presented.
In the course of the experiment, the positive influence of IB on cadets combat shooting readiness, health, activity, general feeling, as well as on their interest for training, has been proven. In the conclusion, the findings about the IB great potential of positive influence on formation cadet shooting skills and its value for tactical thinking development and increase of interest for shooting practice, are set out.

Key words: intellectual biathlon, pneumatic weapon shooting training, cadets, questionnaire, pedagogical experiment.

Полный текст статьи

О НАУЧНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ СПЕЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ

(Предисловие к статье Т.Т. Джамгарова «О путях реализации специальной направленности в физической подготовке личного состава различных видов вооруженных сил и родов войск», опубликованной в сборнике: Труды Института / под ред. Т.Т. Джамгарова и А.В. Коробкова. – Вып. ХХ. — Л.: КВИФКиС имени В.И. Ленина, 1958. — С.10-19.)

Обвинцев Алексей Анатольевич, главный редактор журнала «Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур»;
Горелов Александр Александрович, научный редактор журнала «Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур».

ABOUT SCIENTIFIC PREREQUISITES OF THE PHYSICAL TRAINING SPECIALIZATION IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

(Introduction to the T.T. Jamgarov’s article «About the ways of specialization in physical training of different Arms of service and Armed Services personnel» published in: Proceedings of the Institute, ed. by T.T. Jamgarov and A.V. Korobkov. – Issue XX. – Leningrad : MIPT,1958. – P. 10–19)

Obvintsev A.A., editor-en-chief of the scientific reviewed journal «Actual problems of physical and special training of law enforcement structures»;
Gorelov A.A., scientific editor of the scientific reviewed journal «Actual problems of physical and special training of law enforcement structures».

Полный текст статьи

НАПРАВЛЕННОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ КУРСАНТАМИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Курьянович Елена Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин и медицинского обеспечения служебно-прикладной физической подготовки, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;
Вихрук Тамара Ивановна, доктор медицинских наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин и медицинского обеспечения служебно-прикладной физической подготовки, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;
Шагеева Людмила Григорьевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры естественно-научных дисциплин и медицинского обеспечения служебно-прикладной физической подготовки, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

ORIENTATION AND ALGORITHM OF CADETS EDUCATION IN THE DISCIPLINES OF MEDICAL AND BIOLOGICAL PROFILES

Kur’yanovich E.N., doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of natural science disciplines and medical support of the military physical training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Vikhruk T.I., doctor of medical sciences, full professor, the Department of natural science disciplines and medical support of the military physical training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Shageeva L.G., candidate of physical and mathematical sciences, docent, associate professor at the Department of natural science disciplines and medical support of the military physical training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы совершенствования системы подготовки специалистов в военном физкультурном вузе, акцентируется внимание на значимости дисциплин медико-биологического профиля при обучении курсантов.
Отмечается, что внедрение инновационных технологий на кафедре реализуется по нескольким направлениям: интеграция в преподавании дисциплин кафедры, дифференцированный подход в обучении курсантов с учетом их индивидуальных особенностей, использование в учебном процессе современного оборудования.
Тематика занятий по медико-биологическим дисциплинам спланирована так, что каждая дисциплина дает основу для последующего изучения вопросов, формирующих определенные компетенции будущего специалиста. Одни дисциплины работают на модель специалиста непосредственно, другие обеспечивают приобретение компетенций, которые будут востребованы при изучении других дисциплин. При этом в структуре каждой дисциплины определяются ключевые входные компетенции (без которых освоение данного курса невозможно) и ключевые выходные компетенции. Выходные компетенции каждой учебной дисциплины становятся входными компетенциями на вышестоящем учебном курсе.
В рамках лабораторных работ по медико-биологическим дисциплинам обучаемые получают экспериментальные данные современными методами исследования. Так, стабилографический компьютерный комплекс «Стабилан» при выполнении лабораторных работ по биомеханике позволяет каждому обучаемому оценить двигательные возможности, моторную память, умение управлять вертикальным положением собственного тела с выявлением значимости зрительного анализатора в этом процессе. Эргоспирометрический комплекс и НС-психотест, используемые на лабораторных работах по физиологии, дают возможность каждому обучаемому оценить функциональное состояние, психофизиологический статус на момент исследования. В результате таких исследований в рамках лабораторных работ обучаемые выявляют индивидуальные типологические особенности, что дает возможность правильного планирования тренировочного процесса.

Ключевые слова: медико-биологические дисциплины, обучение курсантов.

Annotation: In the article, questions of improvement of the training system of specialists at the military sports higher education institution are discussed. The importance of medical and biological disciplines in the training process is highlighted/
It is noted that the introduction of innovative technologies at the department is being realized according to several directions: integration in the teaching of the disciplines of the department, differentiated approach in the training of cadets taking into account their individual characteristics, use of modern equipment in the educational process.
The subjects of classes in medical and biological disciplines are planned so that each discipline gives some basis for the subsequent studying of the questions making some certain competences of the future expert. Some disciplines work directly to create the model of the specialist, others provide the acquisition of competences that will be in demand in the study of other disciplines. At the same time, the key input competences are defined in the structure of each discipline (without which the mastering of the course is not possible) and key output competences. The output competences of each academic discipline become input competences at a higher educational course.
Within the medical and biological disciplines laboratory work cadets receive experimental data using modern research methods. Thus, stabilographic computer complex “Stabilan” when performing the laboratory works on a biomechanics allows each cadet to estimate motor abilities, motor memory, ability to control his own body vertical position with revealing the significance of the visual analyzer in this process. Ergospirometric complex and NS-psychotest used in the laboratory work on physiology enable each cadet to measure the functional state, psychophysiological status at the time of the study. As a result of such studies in the laboratory cadets identify individual typological features which makes it possible to plan the training process properly.

Key words: medical and biological disciplines, cadets training.

Полный текст статьи

О СОВМЕСТИМОСТИ НЕКОТОРЫХ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ ГИРЕВОГО СПОРТА И ГРЕБЛИ НА ШЛЮПКАХ (результаты биомеханического анализа)

Чернов Даниил Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки и спорта Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;
Ившичев Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки и спорта Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

ABOUT COMPATIBILITY OF SOME EXERCISES FROM SPIRITUAL SPORTS AND RIBBONS ON BOATS (results of biomechanical analysis)

Chernov D.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor at the Department of theory and organization of physical training, fitness and sports, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Ivshichev S.M., senior lecturer at the Department of theory and organization of physical training, fitness and sports, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье представлены результаты биомеханического анализа двигательных действий спортсменов гиревого спорта и военно-прикладного вида спорта «гребля на шлюпках» и заключения о возможности применения средств гиревого спорта в тренировочном процессе гребцов на основе переноса.
Рассмотрены соревновательные двигательные действия со стороны общности основных структурных элементов с применением методов опроса (анкетирования), наблюдения (фото и видео съемка) и гониометрии с последующей обработкой полученных данных.
Выявлены двигательные действия, имеющие схожую биомеханическую структуру, определены мышечные группы по степени загруженности при выполнении двигательных действий.
Выделены некоторые общие закономерности, составляющие основу двигательной деятельности спортсменов данных видов спорта, такие как – цикличность, непрерывность последовательных движений и сохранение динамического равновесия (при смене фаз гребка, условий внешней среды и фаз заброса и опускания гирь). Схожие работающие мышечные группы и режимы энергообеспечения, пульсовая и энергетическая стоимость упражнений.
Представлены предложения о применении средств гиревого спорта в подготовке гребцов военно-прикладного вида «гребля на шлюпках», как на различных этапах подготовки, так и для развития физических способностей.

Ключевые слова: перенос тренированности, гиревой спорт, гребля на шлюпках, средства спортивной тренировки.

Annotation: The article presents the results of the conducted biomechanical analysis of motor actions of athletes in kettlebell sport and military-applied kind of sports «boats rowing» as well as the conclusion about the possibility of application of kettlebell sport means in training of rowers on the basis of the transfer actions.
In the article have been competitive physical actions taking into account of the generality of the basic structural elements with the use of survey methods (questionnaires), observation (photos and video) and goniometry ones with subsequent processing of the data.
Here have been identified motor actions with similar biomechanical structure, defined muscle groups according to the degree of workload when performing motor actions.
The article points out some general patterns being the basis of motor performance of the athletes of these sports, such as recurrence, continuity of successive movements and preservation of dynamic equilibrium (while changing phases of the stroke, environmental conditions and phases of desertion and lowering of weights). Similar working muscle groups and modes of energy supply, the energy reservation regimes and pulse and energy cost of the exercises.
The article presents suggestions about the use of funds of kettlebell lifting in training of oarsmen in military-applied kind of «boats rowing «, during various stages of preparation, and for the development of physical abilities.

Key words: transfer of training, kettlebell sport, rowing on boats, facilities of sports training.

Полный текст статьи

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ-ГРЕБЦОВ НА МОРСКИХ ЯЛАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Щуров Алексей Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;
Пивачев Алексей Алексеевич, помощник Главнокомандующего ВМФ по физической подготовке – начальник группы физической подготовки Главного командования ВМФ, Главное командование ВМФ, Санкт-Петербург;
Красота Вадим Николаевич, докторант, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

ASSESSMENT OF THE FUNCTIONAL STATE OF ATHLETES-ROWERS ON SEA YAWLS USING COMPUTER TECHNOLOGIES

Schurov A.G., doctor of pedagogical Sciences, professor, senior researcher of the Research center, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;
Pivachov A.A., assistant Commander-in-Chief of the Navy for physical training — Head of the Physical training unit of the Main Command of the Navy, the Main Command of the Navy, Saint-Petersburg;
Krasota V. N., candidate of physical culture and sport sciences, associate professor, Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье показана эффективность комплексного применения методов анализа вариабельности сердечного ритма и вариационной хронорефлексометрии для оценки функционального состояния спортсменов-гребцов на морских ялах с целью совершенствования тренировочного процесса. Определены наиболее чувствительные показатели и их параметры данных методов, характеризующие нормальное функциональное состояние спортсменов-гребцов на морских ялах. Такими параметрами метода анализа вариабельности сердечного ритма, характеризующего состояние вегетативной нервной системы, являются: для показателя стандартного отклонения R-R-интервалов от среднего значения (SDNN) – 0,43±0,30 мс, для показателя частоты сердечных сокращений (ЧСС) – 54,10±6,20 уд./мин, для показателя общего спектра мощности (TP) – 12115±5409 мс2, для показателя высокочастотных колебаний (HF) – 53,40±11,60% для показателя индекса напряжения (ИН) – 66,20±14,40 усл. ед. Параметры показателей вариационной хронорефлексометрии, характеризующих состояние центральной нервной системы, у данных спортсменов в начале предсоревновательного этапа подготовки были выявлены на уровне следующих значений: время латентного периода – 185,3±9,3 мс, функциональный уровень системы (ФУС) – 5,3±0,3 усл. ед., устойчивость реакции (УР) – 3,0±0,2 усл. ед., уровень функциональных возможностей (УФВ) – 5,0±0,2 усл. ед.

Ключевые слова: функциональное состояние, вариабельность сердечного ритма, хронорефлексометрия, гребля, спортсмены.

Annotation: The article shows the effectiveness of the integrated application of heart rate variability analysis and variational сhronoreflexometry for evaluating the functional condition of athletes-rowers on sea yawls, with the aim of improving the training process, The most sensitive indicators and their parameters of these methods are identified that characterize normal functional condition of athletes-rowers on sea yawls.
Such parameters of the method of heart rate variability analysis, which characterizes the state of autonomic nervous system are: for indicator of standard deviation of N-N intervals of the mean values (SDNN) – 0.43±0.30 ms, indicator of heart rate (HR) – 54.10±6.20 beats/min, for total power (TP) – 12115±5409 ms2, indicator of high frequency (HF) – 53.40±11.60% , for indicator of stress index (SI) – 66.20±14.40 su.
Parameters of variational сhronoreflexometry indicators characterizing the state of the central nervous system of these athletes at the beginning phase of the precompetitive training were detected at the level of the following values: time latency period – 185.3±9.3 ms, functional level of the system (FLS) – 5.3±0.3 su, reaction resistance (RR)– 3.0±0.2 su, level of functionality (LF) – 5.0±0.2 su.

Key words: functional status, heart rate variability, сhronoreflexometry, rowing, athletes.

Полный текст статьи