Выпуск № 4 — 2016

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ И СПОРТОМ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Боцман О.С. – кандидат педагогических наук, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, полковник, Москва;

Зыков А.В. – кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, полковник, Москва;

Ватагин А.В. – Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, полковник запаса, Москва.

KEY STAGES OF FOUNDATION AND DEVELOPMENT OF GOVERNING BODIES OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Botsman O.S. – candidate of pedagogical sciences, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, colonel, Moscow;

Zykov A.V. – candidate of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, colonel, Moscow;

Vatagin A.V. – Honored worker of physical culture of the Russian Federation, reserve colonel, Moscow.

Резюме: В статье раскрываются основные этапы становления и развития органов управления физической подготовкой и спортом в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Ключевые слова: этапы становления и развития, органы управления физической подготовкой и спортом, Вооруженные Силы Российской Федерации.

Summary: In the article, the main stages of foundation and development of governing bodies of physical training and sports in the Armed Forces of the Russian Federation are considered.

Key words: stages of foundation and development, governing bodies of physical training and sports, Armed Forces of the Russian Federation.

Полный текст статьи

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ

Дмитриев Г.Г. – полковник, доктор педагогических наук, профессор, начальник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта Вооруженных Сил Российской Федерации), Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Прохоренко А.А. – начальник кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург:

Лукиянец Н.Ф. – преподаватель кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

ISSUES OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL CULTURE IN HIGHER PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Dmitriyev G.G. – colonel, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Prokhorenko A.A. – head of the Department of theory and organization of military-applied physical training, physical culture and sports, candidate of pedagogical sciences, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Lukiyanets N.F. – lecturer at the Department of theory and organization of military-applied physical training, physical culture and sports, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассматривается проблема необходимости регулярного развития и совершенствования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы, с анализом проведенных исследований в вузах физкультурной направленности.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая культура, образовательные организации высшей школы, преподаватель, аспекты педагогической культуры, вузы физической культуры и спорта.

Summary: The article considers the issue of importance and necessity of regular development and perfection of the lecturer’s professional and pedagogical skills. The analysis of researches conducted in the higher sports educational establishments is represented.

Key words: professional and pedagogical skills, higher educational establishments, lecturer, aspects of pedagogical culture, higher educational institutions of physical culture and sport.

Полный текст статьи

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ НОРМ КАЧЕСТВА В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

Козлов А.В. – заведующий кафедрой педагогики ВМедА им. С.М. Кирова, профессор, Санкт-Петербург;

Потанин С.П. – доцент кафедры педагогики ВМедА им. С.М. Кирова, доцент, Санкт-Петербург.

PROBLEMS OF THE EUROPEAN QUALITY STANDARDS IMPLEMENTATION AT MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Kozlov A.V. – head of the Department of pedagogics, professor, S.M. Kirov MMA, Saint-Petersburg;

Potanin S.P. – associate professor of the Department of pedagogics, S.M. Kirov MMA, associate professor, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассматриваются возможности и отдельные проблемы процесса внедрения в высшую военную школу норм качества в соответствии с европейскими стандартами качества. Приводятся характеристики рефлексивно-творческой технологии обучения курсантов военных вузов, соответствующей европейским нормам качества.

Ключевые слова: принципы менеджмента качества, качество военно-профессиональной подготовки курсантов, технология рефлексивно-творческого военно-профессионального образования курсантов.

Summary: In the article, some opportunities and problems of the quality standards corresponding to the European quality standards implementation process at military higher institutions are considered. Characteristics of the reflexive and creative technology of cadets training meeting the European quality standards are provided.

Key words: principles of quality management, quality of military-applied cadets training, technology of reflexive and creative military professional education of cadets.

Полный текст статьи

РАЗВИТИЕ ГИМНАСТИКИ В ВОЙСКАХ И ВУЗАХ РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Миронов В.В. – заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук,профессор, профессор кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

THE DEVELOPMENT OF GYMNASTICS IN THE ARMY AND THE UNIVERSITIES OF RUSSIA IN THE 19-20TH СENTURIES

Mironov V.V. – honored worker of physical culture, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of Department of theory and organization of military-applied physical training, physical culture and sports, the Military Institute of Physical Training, St. Petersburg.

Резюме: В статье рассматриваются истоки зарождения гимнастики в армии и на флоте. Организаторами и проводниками зарубежных систем гимнастики в начале XIX века стали отдельные представители французской, немецкой и шведской систем гимнастики, но в середине века отечественные специалисты избрали свой собственный путь ее развития.

Ключевые слова: гимнастика, национальные системы гимнастики, гимнастические команды, гимнастическо-фехтовальные курсы, кадетские корпуса, военно-учебные заведения.

Summary: The article discusses the origins of gymnastics in the Army and Navy. The organizers and conductors of foreign systems of gymnastics in the beginning of XIX-XX century were the representatives of French, German and Swedish systems of gymnastics, but in the middle of the century, the domestic specialists chose their own way of development.

Key words: gymnastics, national systems of gymnastics, gymnastic teams, gymnastic-fencing courses, cadet corps, military schools.

Полный текст статьи

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обвинцев А.А. – генерал-майор, доктор педагогических наук, профессор, начальник Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Ашкинази С.М. – доктор педагогических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург;

Курьянович Е.Н. – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой естественно-научных дисциплин и медицинского обеспечения служебно-прикладной физической подготовки Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

HEALTH MAINTENANCE AND HEALTHY LIFESTYLE IN THE SPORTS ACTIVITY

Obvintsev A.A. – major general, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Ashkinazi S.M. – doctor of pedagogical sciences, professor, vice-rector for research work of P.F. Lesgaft National State University of physical culture, sport and health, Saint-Petersburg;

Kuryanovich E.N. – doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of the natural science disciplines and medical support of the military-applied physical training of the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В работе рассматриваются вопросы сохранения здоровья в спортивной практике. Раскрываются основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Обоснованы методические подходы междисциплинарного взаимодействия спортивной медицины с педагогикой. В статье подчеркивается взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Представлены особенности подготовки специалистов по физической культуре и спорту в системе военно-физкультурного образования.

Ключевые слова: здоровье, спорт, тренировочный процесс, спортсмен, здоровый образ жизни, методологические подходы, медико-биологическое сопровождение, мониторинг функционального состояния.

Summary: The questions of health maintenance in the sports practice are considered. The basic concepts of «health» and «healthy lifestyle» are offered. Some methodical approaches of cross-disciplinary interaction of sports medicine with pedagogics are justified. In the article, the interrelation of health and a healthy lifestyle is emphasized. The principal features of training of physical culture and sports specialists in the system of military and sports education are presented.

Key words: health, sport, training process, athlete, healthy lifestyle, methodological approaches, medical and biological support, monitoring of a functional state.

Полный текст статьи

АКТУАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Прохоренко А.А. – начальник кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Алаев М.В. – начальник инструкторской группы кафедры ускоренного передвижения и лыжной подготовки, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Булацев Р.С. – старший офицер по оперативно-боевой подготовке войсковой части 42902, Калининград.

RELEVANCE OF SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE DIDACTIC AND INFORMATION ENVIRONMENT MODELLING AT HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Prokhorenko A.A. – head of the Department of theory and organization of military-applied physical training, physical culture and sports, candidate of pedagogical sciences, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Alayev M.V. – head of instructors group of the Department of accelerated movement and ski training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Bulatsev R.S. – senior officer of operational combat training of military unit No. 42902, Kaliningrad.

Резюме: Раскрываются цели и требования системы высшего образования. Описывается сложившаяся ситуация по развитию информационной образовательной среды в высших военных учебных заведениях. Рассматриваются положения, раскрывающие актуальность научного обоснования дидактическо-информационной среды образовательной и методической деятельности высшего военного учебного заведения.

Ключевые слова: дидактическо-информационная среда; высшее военно-учебное заведение; образовательная и методическая деятельность, образовательная организация, информаци­онно-телекоммуникационные образовательные технологии.

Summary: The article covers purposes and requirements of the system of higher education. The current situation of information education environment development at higher military educational institutions is described. Some theoretical propositions substantiating the relevance of scientific justification of the didactic and information environment of higher military educational institution educational and methodical activity are considered.

Key words: didactic and information environment, higher military educational institution, educational and methodical activity, educational organization, information and telecommunication educational technologies.

Полный текст статьи

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ — ПУТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТА СЛУЖЕБНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Трапезников С.А. – полковник, кандидат педагогических наук, заместитель начальника института по учебной и научной работе, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Шашкин Г.А. – доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, Почетный работник высшего образования Российской Федерации, профессор кафедры психолого-педагогических и правовых основ служебно-прикладной физической подготовки Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Холодов И.П. – кандидат педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

EDUCATIONAL PROCESS AT THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSLCAL TRAINING AS THE WAY OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF A SPECIALIST IN MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING

Trapeznikov S.A. – colonel, candidate of pedagogical sciences, deputy head (academic and research work) of the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Shashkin A.G. – doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture of the Russian Federation, Honorary worker of higher education of the Russian Federation, professor of Department of psychological-pedagogical and legal bases of applied physical training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Holodov I.P. – candidate of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассматривается взаимосвязь содержания учебного процесса военно-физкультурного вуза и процессов совершенствования интеллектуальной подготовленности выпускников; предложен алгоритм изучения направленности управленческой деятельности военных специалистов с целью повышения эффективности их профессиональной готовности.

Ключевые слова: профессиональный уровень подготовленности, сознательная активность обучаемых, информационные знания, целостное восприятие аспектов профессиональной деятельности, теория управления служебно-прикладной деятельностью военных специалистов, фактор среды, вектор цели, концепция направленности управления служебно-прикладной деятельностью специалиста по физической подготовке, устойчивость в предсказуемости.

Summary: The article examines the relationship between the content of the education process at the military physical training higher educational institution and the processes of intellectual preparedness of graduates improvement. The administrative activity of military specialists orientation research algorithm, in order to increase the effectiveness of their professional readiness, is offered.

Key words: professional level of preparedness, the conscious activity of students, information skills, a holistic perception of professional activity aspects, the theory of military specialists’ applied activities control, environmental factor, a target vector, concept of physical training specialist’s applied activities control orientation, stability of predictability.

Полный текст статьи

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Козлов А.В. – профессор, заведующий кафедрой педагогики ВМедА им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

Пашута В.Л. – Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических и правовых основ служебно-прикладной физической подготовки Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Лобажевич В.В. – доцент, преподаватель кафедры педагогики, ВМедА им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TRAINEES THROUGH THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Kozlov A.V. – professor, head of the Department of pedagogics, S.M. Kirov Military Medical Academy, Saint-Petersburg;

Pashuta V.L. – Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of psychological-pedagogical and legal bases of applied physical training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Lobazhevich V.V. associate professor, teacher of Department of pedagogics, S.M. Kirov Military Medical Academy, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассматриваются особенности обучения слушателей. Дается определение категории «инновационные технологии», раскрывается значение их применения в дополнительном профессиональном образовании, приводится сравнительный анализ традиционных и инновационных технологий обучения.

Ключевые слова: обучение, подготовка, инновационные технологии, традиционные технологии, метод обучения.

Summary: In the article, some specific features of trainees education are considered. The definition of «innovative technologies» term is given, the value of their application in extra professional education is shown, and the comparative analysis of traditional and innovative training technologies is provided.

Key words: education, training, innovative technologies, traditional technologies, training method.

Полный текст статьи

ПРОГРАММНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Лобанов С.В. – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания, Московский государственный лингвистический университет, Москва;

Дешевых И.Н. – кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физического воспитания, Московский государственный лингвистический университет, Москва.

THE THEORY OF PHYSICAL CULTURE COMPUTER TESTING OF THE STUDENTS RECEIVING THE SECOND HIGHER EDUCATION

Lobanov S. V. – candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of physical education, Moscow State Linguistic University, Moscow;

Deshevykh I. N. – candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor of the Department of physical education, Moscow State Linguistic University, Moscow.

Резюме: В статье проводится анализ педагогического эксперимента, в основу которого легли результаты внедрения компьютерных тестирований в учебный процесс.

Ключевые слова: программное тестирование, анализ, причинно-следственные связи.

Summary: The article analyzes the pedagogical experiment, which is based upon an implementation of computer testing in educational process.

Key words: computer testing, analysis, causal relationships.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЫ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Румба О.Г. – доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Марин А.П. – адъюнкт Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Харитонова А.Г. – директор ГБОУ СОШ № 548 с углубленным изучением английского языка Красносельского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург.

SPECIFIC FEATURES OF THE MILITARY INSTITUTE OF PHYSICAL TRAINING CADET SPORTS SCHOOL PUPILS’ SOCIALIZATION INTERNAL AND EXTERNAL MANIFESTATIONS

Rumba O.G. – doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Marin A.P. – graduated student, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Kharitonova A.G. – director of public school No. 548, with advanced study of English, Krasnoselsky district, Saint-Petersburg.

Резюме: Актуальность представленного в статье исследования обусловлена необходимостью педагогического содействия социализации воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (ДОУ МО РФ), которые в основном сложно переживают процесс вхождения в военную профессию, заметно отличающуюся по своим социальным характеристикам от жизни гражданского общества. Для выявления специфики социализации подростков в условиях обучения в кадетских корпусах было проведено исследование социализированности (социализированность – результат социализации) воспитанников Кадетской спортивной школы ВИФК и учеников средней общеобразовательной школы (на базе школы № 548 Красносельского района Санкт-Петербурга). Полученные данные позволили определить ряд сходств и различий между выборками по исследуемому параметру.

Ключевые слова: социализация, социализированность, воспитанники Кадетской спортивной школы ВИФК, ученики средней общеобразовательной школы.

Summary: The relevance of the research is determined by the need of pedagogical assistance to socialization of the pupils of pre-university educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation who, in general, have difficulties in the process of entering a military profession which differs significantly by its social characteristics from those of civil society. For detection of teenagers socialization specifics in the conditions of school training, in cadet schools, the socialized state research (socialized state of individual is a result of socialization) with the pupils of the MIPT Cadet Sports School and pupils of the secondary school has been conducted (on the basis of school No. 548 of Krasnoselsky district, St. Petersburg). The obtained data allow to find a number of similarities and distinctions between the sample groups, by the studied parameter.

Key words: socialization, socialized state, pupils of the MIPT Cadet Sports School, pupils of secondary school.

Полный текст статьи

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Сорокин В.П. – доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Андросов А.М. – капитан, старший преподаватель кафедры физической подготовки Военной академии связи, Санкт-Петербург;

Сорокина Ю.В. – лейтенант, преподаватель Пансиона воспитанниц МО РФ, Москва.

THE POSSIBILITY OF INNOVATIVE «INVERTED CLASS» TECHNOLOGY USE AT PHYSICAL TRAINING LESSONS IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Sorokin V.P. – doctor of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Androsov A.M. – captain, senior lecturer of the Department of physical training, the Military Communications Academy, Saint-Petersburg;

Sorokina Y.V. – lieutenant, teacher of the Russian Defense Ministry Boarding School, Moscow.

Резюме: В статье рассматриваются теоретико-методологические возможности применения инновационной педагогической технологии «Перевернутый класс» на учебных занятиях по дисциплине «физическая подготовка» в высших военных учебных заведениях. Приводится краткий исторический обзор появления и применения данной технологии на разных уровнях образования на различных учебных дисциплинах. Рассматриваются некоторые особенности внедрения данной педагогической технологии в образовательный процесс высших военных учебных заведений.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология образования, «Перевернутый класс», физическая подготовка, высшие военные учебные заведения.

Summary: The article considers theoretical and methodological opportunities of the innovative educational «Inverted class» technology use at physical training classes in the higher military educational institutions. A brief historical overview of the emergence and application of this technology at different levels of education in the various educational disciplines is given. Some features of the implementation of this educational technology in the educational process of higher military educational institutions are considered.

Key words: pedagogical technology, educational technology, «Inverted class», physical training, higher military educational institutions.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВОЕННОФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Тарасова Е.Н.кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

FEATURES OF LANGUAGE TRAINING OF FOREIGN SPECIALISTS IN THE MILITARY SPORTS UNIVERSITY

Tarasova E.N. – candidate of philological sciences, associate professor, head of the Department of Russian language, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В настоящей статье рассматривается система работы по обучению иностранных военнослужащих русскому языку как языку их будущей специальности, применяемая в рамках учебного предмета «Русский язык как иностранный». Отмечается, что центральным элементом языка специальности является термин. Организация усвоения терминологической лексики – одна из главных задач в обучении языку специальности. Рассматриваются также вопросы обучения восприятию учебных лекций в рамках проблемы обучения языку специальности. Данная проблема исследуется на примере обучения иностранных учащихся военно-физкультурного профиля.

Ключевые слова: язык специальности, термин, иностранные военнослужащие, слушание, восприятие, запись лекций, комплексные умения, учебные пособия.

Summary: The article considers the system of teaching Russian as the prospective professional language of foreign servicemen, within the framework of the subject «Russian as a foreign language». It is noted that terminology is the central occupational language element. The terminology acquisition is one of the main tasks in language teaching organization. Also, the questions of lectures perception, as a part of occupational language teaching problem, are considered. The problem is researched on the example of teaching foreign students of the military and sports profile.

Key words: professional language, terminology, foreign military servicemen, lectures attendance, perception, taking lectures notes, integrated skills, manuals.

Полный текст статьи

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В ВУЗАХ МЧС РОССИИ

Баскин Ю.Г. – Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства, университет Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург;

Свидзинская Г.Б. – кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры физико-химических основ процессов горения и тушения, университет Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург.

PRIORITY DIRECTIONS OF RESCUE AND FIREFIGHTING PROFILE SPECIALISTS TRAINING IMPROVEMENT AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE EMERCOM OF RUSSIA

Baskin Yu.G. – Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the Department of the firefighting, rescue equipment and automobile economy, the University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg;

Svidzinskaya G.B. – candidate of chemistry, associate professor, professor of the Department of physical and chemical bases of combustion and fire suppression processes, the University of State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования подготовки специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России, указаны приоритетные направления ее развития. На базе компетентностного подхода к обучению определены задачи по реализации стандартов высшего образования учащихся вузов силовых структур и использованию инновационных педагогических технологий. Oдной из важнейших в числе таких задач является организация внеаудиторной самостоятельной работы. Очерчен круг задач педагогических коллективов по проблемам социально-психологической адаптации курсантов младших курсов.

Ключевые слова: компетентностный подход, адаптация, самоподготовка, дисциплинированность, микрогруппа, мотивация.

Summary: The article covers the topical issues of improvement of the fire-rescue officers in the universities of the EMERCOM of Russia training and specifies the primary directions of its development. The objectives based on the competence-oriented approach to education are set, both for the implementation of law enforcement agencies universities students higher education standards and for innovative educational technologies application. From the objectives, the organization of extracurricular independent work is considered to be one of the topical. The range of tasks for psychosocial adaptation problems of junior military trainees is outlined for the teaching staff.

Key words: competence-based approach, adaptation, self-training, discipline, microgroup, motivation.

Полный текст статьи

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛЫ И ЛОВКОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НАЗЕМНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ РАСЧЕТОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ С ГИРЯМИ

Иванов Б.А. – кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Труль А.Р. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки Михайловской военной артиллерийской академии, Санкт-Петербург;

Красовский М.В. – доцент кафедры физической подготовки Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург;

Корчагин И.В. – адъюнкт научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

IMPROVEMENT OF POWER AND DEXTERITY OF THE MILITARY PERSONNEL OF LAND ARTILLERY TEAMS BY MEANS OF SPECIAL EXERCISES WITH WEIGHTS SETS

Ivanov B.A. – the candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Trul A.R. – the candidate of pedagogical sciences, associate professor of physical training, Mikhailovskaya military artillery Academy, Saint-Petersburg;

Krasovski M.V. – associate Professor of physical training of the A.V. Кhrulev Military Academy of Logistics, Saint-Petersburg;

Korchagin I.V. – postgraduate at Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: Учебно-боевая деятельность личного состава огневых подразделений артиллерии предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности военнослужащих, особенно к уровню развития силы, скоростно-силовой выносливости в разнообразных их проявлениях, а также к умению слаженно и быстро выполнять сложные боевые приемы и действия, связанные с перемещением различных тяжестей, работая в группе и поодиночке. Данная статья раскрывает огромное значение специальных физических упражнений с гирями для развития и совершенствования у артиллеристов профессионально важных для них физических качеств и навыков.

Ключевые слова: артиллерийский расчет, физическая подготовка, силовые и ловкостные способности, упражнения с гирями, комплексы упражнений.

Summary: Educational and combat activity of the personnel of artillery fire units makes considerable demands to physical development of the military personnel level, especially to the level of power, to speed and strength endurance in various forms, and to the ability to perform difficult combat tasks harmoniously and quickly as well as operations connected with various weights moving, and working both in group and individually. The article discloses a huge value of special physical exercises with weights for development and improvement of physical qualities and skills professionally important for servicemen.

Key words: artillery team, physical training, power and dexterity abilities, exercises with weights, sets of exercises.

Полный текст статьи

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА СИСТЕМУ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Пашута В.Л. – Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических и правовых основ служебно-прикладной физической подготовки Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Торба А.В. – полковник, старший преподаватель кафедры военно-специальной подготовки и выживания, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

FACTORS AFFECTING THE SYSTEM OF airborne training STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION, AND TENDENCIES OF ITS IMPROVEMENT

Pashuta V.L. – Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of psychological-pedagogical and legal bases of applied physical training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Torba A.V. – colonel, senior lecturer of the Department of military and special training and survival, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье описываются основные факторы, оказывающие существенное влияние на систему воздушно-десантной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, а также некоторые тенденции ее совершенствования, способствующие повышению качества и эффективности процесса обучения воздушно-десантной подготовке.

Ключевые слова: Воздушно-десантные войска, воздушно-десантная подготовка, воздушно-десантная техника, учебная материальная база, фактор.

Summary: The article describes the major factors that influence significantly the educational institutions of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation system of the cadet airborne training. Some trends of its optimization leading to the improvement of the airborne training quality and efficiency are considered.

Key words: Airborne Troops, airborne training, airborne equipment, educational materiel, factor.

Полный текст статьи

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНОЙ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Трубица С.А. – доцент кафедры военно-специальной подготовки Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

LEARNING THE SPECIAL HIGH-SPEED SHOOTING BY CADETS AS EDUCATIONAL SYSTEM

Trubitsa S.A. – associate professor of the Department of military and special training of the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье проводится анализ процесса обучения специальной скоростной стрельбе курсантов военно-учебных заведений силовых ведомств Российской Федерации как определенной системы, рассматривается возможность введения в учебный процесс курсантов специальной скоростной стрельбы как необходимого элемента профессионального совершенствования и боевой выучки.

Ключевые слова: специальная скоростная стрельба, педагогическая система, стрелковая подготовленность, система огневой подготовки, признаки систем.

Summary: The article analyzes the process of teaching cadets of military educational institutions of the RF law enforcement agencies a special high-speed shooting, as a specific system. The possibility of introducing special rapid-fire shooting into the educational process as a necessary element of cadets’ professional development and combat training is considered.

Key words: special high-speed shooting, pedagogical system, shooting skills level, fire training system, systems features.

Полный текст статьи

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКСИРОВАНИЯ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ В ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

Щеголев В.А. – Заслуженный работник физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта Вооруженных Сил Российской Федерации), Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Нимировский В.П. – начальник Санкт-Петербургского Военного института войск федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург;

Сивак А.Н. – заместитель начальника Санкт-Петербургского Военного института войск федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург;

Кабаев И.Е. – кандидат педагогических наук, начальник кафедры физической подготовки и спорта Санкт-Петербургского Военного института войск федеральной службы национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург.

BASIC PRINCIPLES OF THE UNIFICATION MEANS TECHNIQUE OF SPECIAL AND PHYSICAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF THE RUSSIAN NATIONAL GUARD TROOPS FOR PERFORMING MILITARY-APPLIED TASKS IN MOUNTAIN AREAS

Shchegolev V. A. – Honored worker of physical culture, doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Nimirovsky V.P. – head of the Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard troops;

Sivak A.N. – deputy head of the Saint-Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard troops;

Kabayev I. E. – candidate of pedagogical sciences, head of the Department of physical training and sports of the St. Petersburg Military Institute of the Russian Federation National Guard Troops, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье излагаются основные положения методики комплексирования средств специальной и физической подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии России к выполнению служебно-боевых задач в горно-лесистой местности.

Ключевые слова: методика комплексирования, средства специальной и физической подготовки, будущие офицеры войск национальной гвардии России, служебно-боевые задачи, горно-лесистая местность.

Summary: The article covers the basic principles of the unification means technique of special and physical training of future officers of the Russian National Guard troops for performing military-applied tasks in forested mountainous terrains.

Key words: unification technique, means of special and physical training, future officers of the National Guard of Russia troops, combat tasks, forested mountainous terrains.

Полный текст статьи

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УЧЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ В ДАЛЬНИХ ПОХОДАХ

Щуров А.Г. – доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Панков В.П. – начальник НИО НИЦ Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Суворов В.О. – адъюнкт Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

DYNAMICS OF CHANGES IN PARAMETERS OF THE PHYSICAL STATE OF THE NAVY PERSONNEL AT PERFORMING COMBAT TRAINING MISSIONS IN DISTANT SEAS CAMPAIGNS

Shchurov A.G. – doctor of pedagogical sciences, professor, The Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Pankov V.P. – head of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation) department, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Suvorov V.O. – postgraduate, The Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: Установлено, что после выполнения учебно-боевых задач в дальнем походе на надводном корабле у военнослужащих статистически достоверно ухудшается работоспособность сердечно-сосудистой системы, происходит значительное ухудшение уровня общей выносливости. Во время похода отмечаются негативные изменения в адаптационных процессах организма, что является предпосылкой к ухудшению состояния здоровья и профессиональной работоспособности и может негативно сказаться на качестве выполнения задач по предназначению.

Ключевые слова: дальний поход, Военно-морской флот, физическая подготовка, адаптационные процессы, физическое состояние.

Summary: It has been established that after combat training missions in distant seas campaigns on a surface ship the activity of servicemen’ cardiovascular systems statistics significantly worsens, a significant deterioration of overall endurance takes place. During the campaign, negative changes in the adaptive processes of organism are noted, which is a prerequisite to deterioration of health and professional physical efficiency and can negatively affect the quality of assigned tasks performance.

Key words: distant seas campaign, navy, physical training, adaptive processes, physical condition.

Полный текст статьи

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МЧС РОССИИ

Грешных А.А. – доктор педагогических наук, профессор, начальник факультета подготовки кадров высшей квалификации Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Санкт-Петербург;

Шленков А.В. – доктор психологических наук, профессор, начальник кафедры психологии и педагогики Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Санкт-Петербург;

Зайкин Р.Г. – научный сотрудник факультета подготовки кадров высшей квалификации Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, Санкт-Петербург.

PHYSICAL TRAINING OF RESCUERS IN THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE EMERCOM OF RUSSIA

Greshnykh A. A. – doctor of pedagogical sciences, head of the Higher qualification personnel training faculty of Saint-Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg;

Shlenkov A.V. – doctor of psychological sciences, professor, head of the Department of psychology and pedagogics, Saint-Petersburg University of State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg;

Zaykin R.G. – research officer of the Higher qualification personnel training faculty of Saint-Petersburg University of the State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg.

Резюме: Рассмотрена профессионально-прикладная физическая подготовка спасателей в образовательных организациях МЧС России. Определены требования профессиональной деятельности спасателей и показана зависимость развития специальных физических качеств от общей физической подготовки спасателей.

Ключевые слова: профессионально важные качества, физическая подготовка, требования профессиональной деятельности.

Summary: Professional and applied physical training of rescuers at the educational organizations of the EMERCOM of Russia is considered. Requirements for professional activity of rescuers are formulated, and dependence of development of special physical qualities on the general physical training of rescuers is shown.

Key words: Professionally important qualities, physical training, professional activity requirements.

Полный текст статьи

КОМБИНИРОВАННОЕ СИЛОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ОЦЕНКИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Зайцев О.С. – Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

HORIZONTAL BAR COMBINED STRENGTH EXERCISE AS A MEANS OF THE DEVELOPMENT AND ASSESSMENT OF MILITARY PERSONNEL STRENGTH ABILITIES

Zaitsev O.S. – the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: Статья посвящена вопросам развития двигательных способностей военнослужащих, являющихся важным фактором поддержания боевой готовности личного состава. Предлагается комбинированное силовое упражнение на перекладине, которое может способствовать развитию и адекватной оценке силовых способностей военнослужащих. Делается заключение, что комбинированное силовое упражнение на перекладине является эффективным средством развития силы и силовой выносливости.

Ключевые слова: двигательные способности военнослужащих, боевая готовность, комбинированное силовое упражнение на перекладине, сила, силовая выносливость.

Summary: The article is devoted to the issues connected with the development of motor abilities of servicemen which are the main factor of military combat readiness maintenance. The suggested combined strength horizontal bar exercise can develop strength abilities of military personnel as well as help to estimate them correctly. The author draws the conclusion that the horizontal bar combined strength exercise is an effective means for development of strength and strength endurance.

Key words: motor abilities of servicemen, combat readiness, combined strength horizontal bar exercise, strength, strength endurance.

Полный текст статьи

СПОСОБ КОРРЕКЦИИ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ КОМАНДНОЙ ТЕХНИКИ ГРЕБЛИ

Малышко А. В. – полковник, заместитель начальника Военного института физической культуры, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург;

Игнатенко А. В. – полковник, доцент кафедры (тактики и общевойсковых дисциплин) Военного института физической культуры, кандидат технических наук, Санкт-Петербург;

Михайлова М. А. – лейтенант, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Военного учебно-научного центра «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», Санкт-Петербург;

Могилинец С.Н. – Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

THE TEAM ROWING TECHNIQUE BIOMECHANICAL PARAMETERS CORRECTION METHOD

Malyshko A.V. – colonel, candidate of pedagogical sciences, deputy chief of the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Ignatenko A.V. – colonel, candidate of technical sciences, assistant professor of the Department of tactics and combined arms disciplines, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Mikhaylova M.A. – lieutenant, senior lecturer at the Department of physical training, Military Training and Research Center «Naval N.G. Kuznetsov Academy», Saint-Petersburg;

Mogilinets S.N. – the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассматривается способ, предназначенный для подготовки спортсменов-гребцов по военно-прикладному виду спорта «гребля на шлюпках», в котором предлагается реализовать возможность повышения слаженности и синхронности действий всех членов экипажа шлюпки, путем своевременной коррекции биомеханических параметров командной техники гребли при проведении тренировок на гребных тренажерах в осенне-зимний период.

Ключевые слова: шлюпка, экипаж, гребной тренажер, биомеханические параметры, идеальная модель командной техники гребли.

Summary: The article considers a method designed to train athletes of military-applied kind of sports «rowing on boats», which proposes to increase the coherence and synchrony of action of all members of the crew, by timely correction of rowing technique biomechanical parameters during team training on rowing machines in autumn and winter periods.

Key words: Boat, crew, rowing, biomechanical parameters, the ideal model of team rowing technique.

Полный текст статьи

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНО-МАССОВОЙ РАБОТЫ  В ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Кадыров Р.М. – доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта Вооруженных Сил Российской Федерации), Санкт-Петербург;

Михаил И.И. – кандидат педагогических наук, профессор, Военная Академия Связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург;

Иващенко Д.А. – кандидат педагогических наук, Военная Академия Связи им. Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург.

MODEL OF THE ORGANIZATION OF MASS SPORTS WORK IN MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Kadyrov R.M. – Doctor of pedagogical sciences, Professor, leading researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Mikhail I.I. – Сandidate of Pedagogical sciences, Professor, the S.M. Budionnyi Military Academy of Communications, Saint-Petersburg;

Ivashchеnko D.A – Сandidate of Pedagogical sciences, the S.M. Budionnyi Military Academy of Communications, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье рассмотрены вопросы оптимизации организации спортивно-массовой работы на основе регулирования количества соревнований и частоты контроля. Для повышения значимости спортивно-массовой работы уровень спортивной подготовленности включался в индивидуальную оценку по физической подготовке.

Ключевые слова: спортивно-массовая работа, соревнование, спортивная подготовленность.

Summary: In the article, the questions of mass sports work organization optimization, on the basis of number of competitions and frequency of monitoring are considered. То increase the importance of mass sports work, the level of sports proficiency has been included into an individual physical training assessment.

Key words: mass sports work, competition, sports proficiency.

Полный текст статьи

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СПОРТИВНОГО ТРЕНЕРА

Бирюкова Г.М. – доктор философских наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург;

Волков И.П. – доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF FORMING A SPORTS COACH’S PROFESSIONAL POSITION

Biryukova G.M. – Doctor of philosophic sciences, Professor, The P.F. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint-Petersburg;

Volkov I.P. – Doctor of psychological sciences, Professor, The P.F. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, Saint-Petersburg.

Резюме: В статье изложен опыт проведения исследования по изучению уровня психологической готовности спортивных тренеров к осуществлению своей профессиональной деятельности. Были операционализированы термины «Наличие/отсутствие тренерской позиции» и «Наличие/отсутствие спортивной позиции». Исследование осуществлялось в рамках проведения психологического тестирования среди практикующих спортивных тренеров, занимающихся на факультете повышения квалификации НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Результатом проведения практической части работы явилось выявление взаимосвязей между ценностным отношением тренеров к выполняемой деятельности и их личностными качествами.

Ключевые слова: тренерская позиция, успешность / неуспешность, позиция спортсмена, уровень притязаний, ценностное отношение к деятельности.

Summary: The paper describes the experience of carrying out the study of the level of sports coaches’ psycho-logical readiness to be involved in their professional activity. The terms presence/absence of a coach’s position’ and ‘presence/absence of the sporting position’ were operationalized. The study was carried out within a framework of psychological testing sports coaches being trained at the fac-ulty of professional improvement skills of the P.F. Lesgaft NSU. The result of the practical part of the study is the interrelation between the coaches’ value attitude towards their responsibilities and their personal qualities.

Key words: coach’s position, successfulness / unsuccessfulness, athlete’s position, a level of aspirations, value attitude towards responsibilities.

Полный текст статьи