Выпуск № 4 — 2017

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ МЧС РОССИИ К СВОЕЙ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Баскин Юрий Григорьевич, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства, Университет Государственной противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург;
Свидзинская Галина Борисовна, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры физико-химических основ процессов горения и тушения, Университет Государственной
противопожарной службы МЧС России, Санкт-Петербург.

THE ANALYSIS OF THE UNIVERSITIES OF THE EMERCOM OF RUSSIA STUDENTS’ ATTITUDE TOWARDS THEIR FUTURE CAREER, WITH THE METHOD OF SEMANTIC DIFFERENTIAL

Baskin Y.G., Honored worker of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor, professor at the Department of the firefighting, rescue equipment and automobile economy, the University of State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg;
Svidzinskaya G.B., candidate of chemical sciences, associate professor, professor at the Department of physical and chemical bases of combustion and fire suppression processes, the University of State Fire Service of the EMERCOM of Russia, Saint-Petersburg.

Аннотация: С помощью метода семантического дифференциала изучено отношение учащихся вузов МЧС России к своей будущей профессии. Выявлена динамика изменения этого отношения за весь период обучения. Показано, что в зависимости от выбранной специальности и гендерного признака курсанты по-разному относятся к будущей профессиональной деятельности, что во многом связано с недостатками в профессиональной ориентации абитуриентов. Отмечено, что повышение качества подготовки будущего сотрудника МЧС невозможно без учета и контроля эмоционального состояния обучающегося. Подчеркивается значение вопросов эффективности обучения, реализации компетентностного подхода в вузах МЧС, разработки и внедрения активных форм проведения занятий, электронных образовательных ресурсов, оценки результативности и повышения мотивации к обучению, форм поощрения наиболее активных курсантов и студентов.

Ключевые слова: семантический дифференциал, профессия, мотивация, МЧС России, курсанты.

Annotation: Using the method of the semantic differential, the universities of the EMERCOM of Russia students’ attitude towards their future career analysis was carried out. The students’ attitude dynamics during the whole academic period was detected. It is shown that depending on the chosen specialty and gender, cadets develop different attitudes towards their future professional activity, mainly due to shortcomings in the professional orientation of students. It is emphasized that improvement of future officer of the EMERCOM of Russia professional training efficiency is impossible without students’ emotional state monitoring. Also, the roles of teaching efficiency, implementing a competence approach in the higher education institutions of the EMERCOM of Russia, development and implementation of the active forms of giving classes, electronic educational resources, evaluation of results and education motivation improvement, forms of promotion and encouragement of the most active cadets and students are highlighted.

Key words: semantic differential, profession, motivation, EMERCOM of Russia, cadets.

Полный текст статьи

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДОВУЗОВСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Войсковой Георгий Александрович, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры тактики и общевойсковых дисциплин Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Литвинцева Анна Владимировна, преподаватель отдельной дисциплины Нахимовского военно-морского училища, Санкт-Петербург.

JUSTIFICATION OF ORIENTATION AND CONTENT OF ANTI-TERRORIST TRAINING OF PUPILS OF PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION, BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

Voiskovoy, G.A., candidate of pedagogical sciences, senior lecturer at the Department of Tactics and general military disciplines, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Litvintseva, A.V., teacher of separate discipline, the Nakhimov Naval School, Saint-Petersburg.

Аннотация: Международный терроризм сегодня, безусловно, является главной угрозой всего человечества в целом и России – в частности. В связи с этим сейчас стало актуальным введение в Вооруженных Силах России нештатных подразделений антитеррора. Сегодня назрела необходимость изменения требований довузовских учреждений, предъявляемых к формированию профессиональных компетенций, направленных на подготовку специалиста конкретной должности. Налицо потребность реализации в военном образовании компетентного подхода, обеспечивающего формирование требуемых военно-профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у будущих военных профессионалов, в том числе – у специалиста физической подготовки, способности к решению задач противодействия терроризму. В статье рассматриваются направленность и содержание антитеррористического обучения воспитанников довузовских общеобразовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации средствами физической подготовки в образовательной деятельности.

Ключевые слова: терроризм, направленность, содержание, образовательная деятельность, антитеррористическое обучение, воспитанники, морально-психологический потенциал, фактор, обстановка, готовность, средства физической подготовки, профессиональная подготовка, знание, наука, мировоззрение.

Annotation: The international terrorism is undoubtedly should be considered among the primary factors threatening both the mankind and Russia. The response to this problem was the introduction of non-regular anti-terror units in the Armed Forces of Russia. The requirements for graduates of military higher educational establishments make it necessary to revise the previous final results of training and education, including those of pupils of pre-university educational establishments of the MD of the RF. Nowadays, the demand for the implementation of the competence approach in the military education that would enable future military professionals, including specialists in physical training, to response terrorism effectively, is evident. The article considers the guidelines and content of anti-terrorist training, by means of physical training in educational activity, of the pre-university educational establishments of the MD of the RF pupils.

Key words: тerrorism, orientation, content, educational activity, anti-terrorist training, pupils, moral and psychological potential, factor, situation, readiness, means of physical training, professional training, knowledge, science, ideology.

Полный текст статьи

ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Козлов Алексей Владимирович, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой  педагогики  Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

Логинова Ольга Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры педагогики  Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

Лобажевич Валерий Владимирович, доцент, старший преподаватель кафедры педагогики Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург;

Хуббиев Шайкат Закирович, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

THE IMPORTANCE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION CORPORATE CULTURE FOR THE DEVELOPMENT OF GENERAL CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS

Kozlov A.V., honored worker of the higher school of the RF, doctor of pedagogical sciences, candidate of medical sciences, professor, head of the Pedagogy department, the Kirov Military Medical Academy, Saint-Petersburg;

Loginova O.B., candidate of economic sciences, associate professor at the Pedagogy department, the Kirov Military Medical Academy, Saint-Petersburg;

Lobazhevich V.V., senior lecturer at the Pedagogy department, the Kirov Military Medical Academy, Saint-Petersburg;

Khubbiev Sh.Z., doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Research center, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье рассматривается организационная культура как фактор формирования общекультурных компетенций обучающихся в образовательной организации. Представлен анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и образовательных программ подготовки военно-медицинских специалистов, реализуемых на данный момент в федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования «Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации, позволивший выявить основные требования, предъявляемые к человеку государством, обществом и современной ситуацией, характеризующейся повышенной неопределенностью и необходимостью обладать высокой гибкостью и адаптивностью, независимо от профессиональной ориентации. Определена роль организационной культуры в формировании общекультурных компетенций и основные типы культуры, черты которых должны осознанно формироваться и в дальнейшем гармонично развиваться руководством военного вуза. Подробно освещен процесс совершенствования организационной культуры в целях развития личностных черт обучающихся, способствующих формированию общекультурных компетенций курсантов, включающий в себя диагностический, стратегический, трансформационный и оценочный этапы. Предложены основные методы формирования организационной культуры, направленные в основном на усиленное развитие черт адхократического и кланового типов организационной культуры, подробно изложена специфика их использования в военном вузе.

Ключевые слова: организационная культура, общекультурные компетенции, методы формирования организационной культуры.

Annotation: The article considers corporate culture as the factor of students’ general cultural competencies formation. The authors present the analysis of the Federal State Educational Standard for higher education and educational programs for the military medical specialists training which are presently in use at the Kirov Military Medical Academy of the MD of the RF. The study allows to identify the basic demands required of a person on the part of the state, society and the overall current situation characterized by increased uncertainty and demand for high flexibility and adaptability, regardless of professional orientation. The role of corporate culture for the development of general cultural competencies, and the basic cultural types the features of which should be formed and then purposely supported by a higher military educational institution administration, are covered. The process of corporate culture improvement focused on the personality of students development, namely the features promoting the development of cadets’ general cultural competencies including the diagnostic, strategic and evaluative stages, is highlighted in detail. The basic methods of corporate culture development, mainly these intended to enhance development of adhocracy and clannish corporate culture characteristics, are offered, their specific use at military higher education institution is discussed in detail.

Key words: corporate culture, general cultural competencies, methods of corporate culture development.

Полный текст статьи

ВЛИЯНИЕ СТАРТОВЫХ ГРЕБКОВ НА ПРОХОЖДЕНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ В ГРЕБЛЕ НА ШЛЮПКАХ

Малышко Андрей Викторович, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Игнатенко Александр Витальевич, кандидат технических наук, доцент кафедры тактики и общевойсковых дисциплин Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Михайлова Мария Алексеевна, преподаватель кафедры физической подготовки Военного учебно-научного центра «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», Санкт-Петербург.

THE INFLUENCE OF THE STARTING STROKES ON THE PASSAGE OF COMPETITIVE DISTANCES IN ROWING ON BOATS

Malyshko A.V., candidate of pedagogical sciences, deputy head of the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Ignatenko A.V., candidate of technical sciences, associate professor at the Department of tactics and combined arms disciplines, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Mikhaylova M.A., lecturer at the Department of physical training, the Military Training and Research Center «Admiral N.G. Kuznetsov Naval Academy», Saint-Petersburg.

Аннотация: Рассматривается такой военно-прикладной вид спорта, как гребля на шлюпках, в частности – подробно анализируется стартовая деятельность спортсменов-гребцов. Старт является составной частью соревновательной дистанции в гребле на шлюпках. Преимущество, полученное спортсменами на старте, – это не только разгон шлюпки и придание ей максимальной скорости, но и психологическая победа над соперником в самом начале гонки. Однако не весь тренерский состав уделяет достаточно внимания техническому совершенствованию гребли на стартовом отрезке соревновательной дистанции. В данном исследовании, во-первых, дана подробная характеристика стартовой деятельности спортсменов в военно-прикладном виде спорта «гребля на шлюпках», в том числе – уточнена оптимальная продолжительность отдельных компонентов соревновательной дистанции и старта в целом. Во-вторых, разработана тренировочная программа совершенствования стартовых гребков в гребле на шлюпках. В-третьих, описан педагогический эксперимент, направленный на оценку эффективности совершенствования стартовых гребков для результативного прохождения соревновательных дистанций различной протяженности в гребле на шлюпках, а также дается анализ его количественных и качественных результатов. Исследование показало, что в ходе тренировочного макроцикла экипажи экспериментальной группы смогли улучшить результаты преодоления стартового отрезка и прохождения всей соревновательной дистанции, что подтверждает эффективность предлагаемой тренировочной программы совершенствования стартовых гребков в гребле на шлюпках. Результаты исследования расширяют возможности тренерского состава по качественной подготовке экипажей шлюпок с учетом совершенствования стартовых гребков.

Ключевые слова: шлюпка, старт, финиш, стартовый разгон, стартовые гребки, соревновательная дистанция, техника гребли, дистанционная гребля.

Annotation: The military-applied kind of sports «rowing on boats» is considered in the article. The start-up activities of rowers are analyzed in detail. Start is an integral part of competitive distances in rowing on boats. The advantage obtained by athletes at the start is not only the acceleration of the boat motion and giving it maximum speed, but also a psychological victory over competitors at the beginning of the race. However, not all the coaches pay sufficient attention to technical improvement of rowing at the starting phase of the race. In the study, first of all a detailed characteristic of athletes in the military-applied kind of sports «rowing on boats», including the optimal duration of individual components of competitive distance and start in general, is given. Secondly, a training program improving the starting strokes in rowing on boats is offered. Third, the pedagogical experiment aimed at assessing the efficiency improvement of starting strokes, for the effective passage of the race distances of various lengths, is described. The analysis of its quantitative and qualitative results is provided. The study showed that in the course of a training macrocycle, the crews of the experimental group proved to be able to improve the results of passing through the starting section and completion of the whole competitive distance. The fact confirms the effectiveness of the proposed training program of improving starting strokes in rowing on boats. The results of the study widen the coaches’ opportunities for training boats crews perfecting the take-off run.

Key words: boat, start, finish, starting acceleration, starting times, competitive distance, rowing technique, distance rowing.

Полный текст статьи

НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ И ПРЕДСТОЯЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВОЕННО-МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Миронов Вячеслав Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Красота Вадим Николаевич, докторант, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

THE ORIENTATION OF PHYSICAL TRAINING OF NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTES CADETS, AS A TOPICAL ISSUE OF MAINTAINING THE EDUCATIONAL AND UPCOMING PROFESSIONAL PERFORMANCE OF  NAVAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS GRADUATES

Mironov V.V., doctor of pedagogical sciences, professor, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Krasota V.N., candidate of physical culture and sport sciences, associate professor, the Military Institute of  Physical Training, St. Petersburg.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы профессионально-прикладной физической подготовки курсантов высших военно-морских учебных заведений, направленной на совершенствование психомоторных характеристик в интересах поддержания профессиональной работоспособности. Эффективность профессиональной деятельности будущих военно-морских офицеров обусловлена уровнем и характером адаптационных процессов организма, находящегося в условиях многообразия факторов, которые распределены на три основные группы: природные, технические и социальные. Определена необходимость совершенствования системы подготовки курсантов высших военно-морских учебных заведений Российской Федерации с учетом широкого спектра воздействующих факторов с высокой физиологической «стоимостью и характерной динамикой функционального состояния организма». Профессионально-прикладная физическая подготовка представлена и как процесс физического совершенствования курсантов высших военно-морских учебных заведений, который подвержен воздействию специальных факторов профессиональной среды, требующих адекватного реагирования на них, со своими целевыми установками и задачами по овладению профессионально-прикладными знаниями, навыками и умениями, а также по развитию специальных физических и психологических качеств. С целью повышения уровня адаптационных возможностей организма, военно-профессиональной работоспособности и профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов рассмотрен механизм формирования оптимально эффективного поведения в возможных экстремальных ситуациях.

Ключевые слова: военно-профессиональная работоспособность, профессионально-прикладная физическая подготовка, профессиональная деятельность, направленность.

Annotation: The issues of professionally applied physical training of cadets of naval higher education institutions, aimed at improving psychomotor characteristics in the interests of maintaining professional performance, are considered in the article. The effectiveness of the professional activities of future naval officers is determined by the level and nature of the adaptive processes of the organism influenced by a variety of factors divided into three main groups: natural, technical and social. The need to improve the system of training cadets of the naval higher education institutions of the RF, taking into account a wide range of influencing factors with a high physiological «value and typical dynamics of the functional state of organism», is substantiated.  The professionally applied physical training is also presented as a process of physical improvement of the cadets of naval higher education institutions which is exposed to special factors of the professional environment that require an adequate response. The process, with its specific goals and objectives, is to help cadets to acquire the professionally applied knowledge, skills and abilities, as well as to develop special physical and psychological qualities. For the purpose of increasing the level of adaptive capabilities of the organism, military efficiency and professionally applied physical readiness of cadets, the mechanism of formation of optimally effective conduct in possible extreme situations is considered.

Key words: military professional efficiency, professionally applied physical training, professional activity, orientation.

Полный текст статьи

ОБ ИСТОКАХ ВОЕННО-МОРСКОГО ГИМНАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (К 160-летию со дня образования Военно-морского гимнастического заведения)

Сущенко Валерий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, директор института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербург;

Липовка Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербург;

Агаев Рауф Азер Оглы, аспирант института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербург.

ABOUT THE ORIGINS OF NAVAL GYMNASTIC EDUCATION IN RUSSIA (To the 160th anniversary of the Naval Gymnastic Institution)

Sushchenko V.P., doctor of pedagogical sciences, professor, director of the Institute of Physical Education, Sports and Tourism of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg;

Lipovka A.Yu., candidate of pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Education of the Institute of Physical Education, Sports and Tourism of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg;

Agaev R.A., post-graduate student of the Institute of Physical Education, Sports and Tourism of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Saint-Petersburg.

Аннотация: Военно-физкультурное образование в своем историческом развитии опиралось на постоянно существовавшую потребность в армии и на флоте в высокоэрудированных специалистах, способных готовить солдат и матросов к перенесению больших физических нагрузок и высоких нервно-психических напряжений, возникающих в ходе ведения боевых действий. В Военно-морском флоте еще в начале XIX в. осознали огромное прикладное значение гимнастики и других видов двигательной активности человека. Это способствовало созданию специализированного учебного заведения, в котором готовились учителя гимнастики и фехтования для Военно-морского флота. 160 лет назад в Санкт-Петербурге такое учебное заведение было создано. И хотя оно просуществовало всего 16 лет, накопленный за это время опыт послужил основой для формирования современной теории и практики физической подготовки войск. В статье дается краткий исторический экскурс в 50–70-е годы позапрошлого столетия с целью показать роль Военно-морского Гимнастического заведения в становлении современного военно-физкультурного образования.

Ключевые слова: военно-физкультурное образование, Гимнастическая команда Балтийского флота, Военно-морское Гимнастическое заведение, основная гимнастика, прикладная морская гимнастика, фехтование, гребля, плавание.

Annotation: The article covers the military physical education in its historical development which was based on the ever-evolving need for the Russian Army and the Navy in competent specialists capable of training soldiers and sailors for enduring large physical loads arising in the course of combat operations, and high neuropsychic stresses. In the Navy, at the beginning of the 19th century the great practical importance of gymnastics and other types of motor activity of man was realized. The establishment of an original educational institution followed, in which the teachers of gymnastics and fencing for the Navy were trained. Such an educational institution was founded in St. Petersburg160 years ago. Although it existed only 16 years, the experience accumulated over this period turned to be a serious basis for the formation of modern theory and practice of physical training of troops. The article makes a brief historical digression into the 1850–70’s. In this excursus, the authors made an attempt to show the role of the Naval Gymnastic Institution in the development of modern military physical education.

Key words: military physical education, Baltic Fleet Gymnastics Team, Naval Gymnastic Institution, basic gymnastics, applied sea gymnastics, fencing, rowing, swimming.

Полный текст статьи

ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ В ВОЕННОЙ АВИАЦИИ

Штамбург Игорь Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры военно-прикладного плавания и легководолазной подготовки, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Шапошников Александр Александрович, адъюнкт очной адъюнктуры, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Хуббиев Шайкат Закирович, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

ON THE ACTUALIZATION OF THE PROBLEM OF MILITARY APPLIED SWIMMING IN THE AEROSPACE FORCES AVIATION

Shtamburg I.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of military-applied swimming and diving training, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Shaposhnikov A.A., postgraduate student, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Khubbiev Sh.Z., doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Research center, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: Актуализируется проблема подготовки летного состава различных видов военной авиации к действиям после аварийной посадки на воду или покиданию самолета над водной поверхностью. При этом для обоснования необходимости обучения летного состава плаванию в штатном авиационном обмундировании приводятся статистические данные аварий и катастроф, вследствие которых летчикам приходилось в условиях водной среды осуществлять действия по сохранению своей жизни. Кроме того, на основе теоретического анализа и обобщения доступных источников раскрываются противоречия в подходах по содержанию и направленности военно-прикладного плавания в Воздушно-космических силах (ВКС). Также в статье отображены результаты сравнительного анализа направленности военно-прикладного плавания у военнослужащих Сухопутных войск и пилотов военных самолетов. Представлены результаты анонимного анкетирования летно-подъемного состава авиационных частей ВКС в контексте содержания и направленности военно-прикладного плавания в военной авиации.

Ключевые слова: военная авиация, Воздушно-космические силы, летно-подъемный состав, военно-прикладное плавание, летное обмундирование, авиационные происшествия, программа по физической подготовке Воздушно-космических сил.

Annotation: In the article, the problem of air crews of various types of military aircraft training to act after emergency landing on the water or evacuation from aircraft above the water surface is highlighted. At the same time, to justify the need for training pilots to swim in the flying suits, the statistical data of accidents and disasters due to which the pilots had to survive in the aquatic environment are provided. Furthermore, on the basis of theoretical analysis and synthesis of the available sources data, the contradictions in the current approaches to the content and the objectives of military-applied swimming in the Aerospace Forces are identified. The article also presents the results of the comparative analysis of the Ground Forces personnel military-applied swimming training and that of military aircraft pilots focuses. The results of anonymous interrogation of air crews of the Aerospace Forces aircraft units, in the context of the content and specificity of military-applied swimming in the Aerospace Forces aviation, are provided.

Key words: military aircraft, Aerospace Forces, air crew, military-applied swimming, flying suit, aviation accidents, the Aerospace Forces physical training program.

Полный текст статьи

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Щуров Алексей Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта Вооруженных Сил Российской Федерации) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Туманов Максим Валентинович, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта Вооруженных Сил Российской Федерации) Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Суворов Виктор Олегович, адъюнкт очной адъюнктуры Военного института физической культуры, Санкт-Петербург.

FEATURES OF THE REGULATION OF THE INTENSITY OF PHYSICAL LOAD IN PHYSICAL TRAINING OF THE CREW OF NUCLEAR SUBMARINES

Shchurov A.G., doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), The Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Tumanov M.V., candidate of medical sciences, senior researcher of the Scientific research center (on physical training and military-applied sports of the Armed Forces of the Russian Federation), The Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Suvorov V.O., post-graduate, The Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье представлено обоснование применения учета индивидуальных параметров деятельности сердечно-сосудистой системы при дозировании интенсивности нагрузки на занятиях по физической подготовке военнослужащих экипажей атомных подводных лодок. Таким параметром является показатель индивидуального функционального резерва сердца, который определяется как разность между частотой сердечных сокращений (ЧСС) при максимальной физической нагрузке и ЧСС в состоянии покоя. Авторами предлагается делить межпоходовый период подготовки военнослужащих экипажей атомных подводных лодок по преимущественной целевой направленности на два этапа: оздоровительный и оздоровительно-тренировочный. Данные этапы отличаются по величине физической нагрузки, определяемой объемом и интенсивностью, в зависимости от времени нахождения в межпоходовом периоде и уровня функционального состояния. Определено, что на этапе с преимущественной оздоровительной направленностью рекомендуется выполнять нагрузки с интенсивностью в диапазоне 40–55% от индивидуального функционального резерва сердца, а на этапе с преимущественной оздоровительно-тренировочной направленностью – в диапазоне 55–78%. Опыт применения мониторов ЧСС дает основание рекомендовать их применение военнослужащими данной категории для более эффективного управления тренировочным процессом, так как они обеспечивают возможность контролировать интенсивность нагрузки в необходимых диапазонах и позволяют ориентировочно осуществлять динамику функционального состояния.

Ключевые слова: атомная подводная лодка, межпоходовый период, интенсивность физической нагрузки, оздоровительный и оздоровительно-тренировочный этапы.

Annotation: The article presents the rationale for the use of the accounting of the individual parameters of the cardiovascular system when dosing intensity of physical training of nuclear submarines crews. This parameter is the index of individual functional reserve of the heart, which is defined as the difference between heart rate (HR), with a maximum physical exertion and heart rate at rest. Authors suggest dividing the period between submarine campaigns for the training of servicemen of nuclear submarine crews in two stages, which differ in their primary target orientation: health and health-training. These stages differ in the value of the physical load, determined by the volume and intensity, depending on the time spent between submarine campaigns and the level of servicemen’s functional state. It is determined that at the stage with the primary health-improving orientation, it is recommended to practice loads with intensity in the range of 40%–55% of the individual functional reserve of the heart, and at the stage with the primary health-training orientation, in the range of 55%–78%. The use of heart rate monitors experience makes it possible to recommend their use by servicemen of this category for more effective management of the training process, as they provide the opportunity to control the intensity of the load in the required ranges and allow to accomplish tentatively the dynamics of the functional state.

Key words: nuclear-powered submarines, period between submarine campaigns, the intensity of physical load, health and health-training stages.

Полный текст статьи

ПРОФЕССИОГРАММА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВДВ – ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Чернов Даниил Викторович, кандидат педагогических наук, начальник кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Ившичев Сергей Михайлович, старший преподаватель кафедры теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта Военного института физической культуры, Санкт-Петербург;

Хуббиев Шайкат Закирович, доктор педагогических наук, профессор, старший научный сотрудник НИЦ, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург.

PROFESSIOGRAM OF ARTILLERY UNITS OF THE AIRBORNE TROOPS SERVICEMEN, AS THE BASIS FOR DETERMINING THE CONTENT OF GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL TRAINING

Chernov, D.V., candidate of pedagogical sciences, head of the Department of theory and organization of physical training, fitness and sports, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Ivshichev, S.M., senior lecturer at the Department of theory and organization of physical training, fitness and sports, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg;

Khubbiev Sh.Z., doctor of pedagogical sciences, professor, senior researcher of the Research center, the Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg.

Аннотация: В статье представлены результаты профессиографических исследований и сформирована профессиограмма, в которой с той или иной степенью полноты отражается широкий круг специфических особенностей специальностей личного состава Воздушно-десантных войск. Профессиограмма составлена в интересах совершенствования физической подготовленности военнослужащего и имеет целевую направленность на выявление в каждом из ее разделов именно тех аспектов, элементов военно-профессиональной деятельности, которые с максимальной эффективностью можно и необходимо развивать с помощью средств физической подготовки. В процессе работы по составлению профессиограммы нами были использованы следующие методы исследования: изучение руководящих документов, анализ молодого пополнения, анализ биографических данных и характеристики военнослужащих с различным уровнем военно-профессиональной подготовленности (военно-специальной и физической), беседы и опросы методом анкетирования, наблюдения, хронометража и регистрация изменения физиологических показателей специалистов различных ВУС, фото и видеосъемка основных элементов военно-профессиональной деятельности, с последующим анализом. В ходе проделанной работы мы ответили на ряд вопросов, имеющих ключевое значение для построения оптимального процесса физического совершенствования.

Ключевые слова: физическая подготовка, Воздушно-десантные войска, профессиограмма.

Annotation: The article presents the results of professiographic studies and a professiogram in which a wide range of specific features of the Airborne Forces personnel specialties, to some degree of completeness, is reflected. The professiogram is designed to improve the physical readiness of servicemen and makes a special focus on identifying, in each of its segments, exactly those aspects and elements of military professional activity that can and should be developed with maximum efficiency by means of physical training. In the process of the professiogram preparation, the authors used the following research methods: the study of the regulative documents, of young recruits’ physical conditions, the analysis of biographical data and the characteristics of servicemen of different levels of professional military preparedness (both specialized and physical), interviews and surveys using questioning, observations, time-keeping and recording changes in physiological parameters of specialists of various military profiles, making photos and video-records of the military activity main elements, followed by subsequent analysis. In the course of this work, we answered a number of key questions necessary for building an optimal process of physical improvement. The obtained data were used for the development and justification of the theoretical model of the physical training program for artillery units of the Airborne Troops. The program of physical training, developed in view of the main provisions of the professiogram, showed a reasonably effective result in the aspect of developing professionally important physical and special qualities of artillery paratroopers.

Key words: physical training, Airborne Troops, professiogram.

Полный текст статьи

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ФИЗИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МОРСКИХ ПЕХОТИНЦЕВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОРСКИХ ДЕСАНТНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Синенко Сергей Александрович, преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, Ленинградская область;

Крысанов Владимир Павлович, кандидат военных наук, доцент кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Ленинградского областного филиала Санкт-Петербургского университета МВД России, Ленинградская область.

REQUIREMENTS FOR PHYSICAL AND PROFESSIONAL READINESS OF MARINES CONDUCTING AMPHIBIOUS ACTIONS

Sinenko S.A., lecturer of the Department of special tactical training, range practice and physical training of the Leningrad regional branch of the MIA of Russia St. Petersburg University, Leningrad region;

Krysanov V.P., candidate of military sciences, associate professor, head of the Department of special tactical training, range practice and physical training of the Leningrad regional branch of the MIA of Russia St. Petersburg University, Leningrad region.

Аннотация: Для проведения подразделениями морской пехоты морских десантных действий необходимо наличие развитых на высоком уровне физических, психологических качеств и военно-прикладных навыков, что, в свою очередь, требует поиска соответствующих средств и методов проведения с морскими пехотинцами занятий по физической подготовке. Актуальность данной научной статьи заключается в том, что авторами  на основании проведенного анализа литературных источников и опроса офицеров, имеющих стаж службы более 10 лет, определены требования, предъявляемые к морским пехотинцам при проведении морских десантных действий. Выявлены наиболее эффективные и важные физические, психологические качества и военно-прикладные навыки, сформулирована методика проведения занятий. Представлена таблица с результатами оценки значимости физических, психологических качеств и военно-прикладных навыков для проведения морских десантных действий подразделениями морской пехоты. Также определены пути решения обозначенной проблемы, заключающиеся в следующем: физическая подготовка должна осуществляться поэтапно с учетом решаемых задач боевой подготовки; средства физической подготовки должны в наибольшей мере соответствовать приемам и действиям, совершаемым при проведении морских десантных действий; в комплексные занятия по физической подготовке должны включаться элементы боевой подготовки. Таким образом, авторы приходят к выводу, что занятия по физической подготовке необходимо проводить в тесной связи с боевой подготовкой.

Ключевые слова: физическая и профессиональная подготовка, физические, психологические качества и военно-прикладные навыки, морские пехотинцы, морские десантные действия, средства физической подготовки, требования, предъявляемые к морским пехотинцам при проведении морских десантных действий.

Annotation: The relevance of the subject is that, for conducting amphibious landing actions by marine units, the high-level physical, psychological qualities as well as military-applied skills are required. Consequently, the search for appropriate means and methods of marines physical training remains a matter of great importance. In the article, on the basis of the analysis of media sources and interrogation of officers having length of service of more than 10 years, the requirements for marines conducting amphibious landing actions are formulated. The most efficient and important physical, psychological qualities and military-applied skills are named, the training technique is offered. The table with results of assessment of a significance of physical, psychological qualities and military-applied skills for carrying out landing actions by marine units is submitted. The solutions of the problem are defined as follows: physical training has to be carried out step by step taking into account current objectives of combat training; means of physical training have to correspond in the greatest measure to the techniques and actions practiced at sea landing actions; the integrated physical training has to include elements of combat training. Authors come to a conclusion that physical training must have a close connection with combat training.

Key words: physical and professional training, physical, psychological qualities and military-applied skills, marines, sea landing actions, means of physical training, requirements for marines conducting amphibious landing actions.

Полный текст статьи

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ И ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МЕТОДАМ РЕГУЛЯЦИИ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Зайцев Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой физической культуры Калининградского государственного технического университета, Калининград;

Фарафонов Артем Юрьевич, аспирант Калининградского государственного технического университета, Калининград.

THE COMPREHENSIVE USE OF AUTOGENIC TRAINING AND DIAPHRAGMATIC BREATHING TECHNIQUES, AS A PART OF TRAINING MILITARY PERSONNEL FOR MANAGEMENT OF PHYSICAL TRAINING-RELATED STRESS

Zaycev A.A., doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of physical education of the Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad;

Farafonov A.Yu., post-graduate student of the Kaliningrad State Technical University, Kaliningrad.

Аннотация: Статья посвящена поиску решения проблемы повышения уровня стрессоустойчивости военнослужащих к выполнению сложных упражнений программы обучения по физической подготовке, создания на этой почве благоприятных условий для выработки навыков произвольной регуляции оптимального психического состояния, необходимого для выполнения учебно-боевых задач в профессиональной сфере. В педагогическом эксперименте выявлена положительная динамика использования симбиоза методик аутогенной тренировки и диафрагмального дыхания на занятиях по физической подготовке в рамках формирования навыков саморегуляции к действиям в экстремальных условиях, в том числе – снижения количества отрицательных эмоций, противостояния физической усталости, износу нервной системы организма и в целом профилактики психических заболеваний. В статье раскрывается вариант проведения комплексных занятий (теория и практика) по освоению адаптированных упражнений саморегуляции с осуществлением контроля за результатами деятельности с помощью технологии функционального биоуправления программного продукта «Волна».

Ключевые слова: стрессоустойчивость, физическая подготовка, военнослужащие, аутогенная тренировка, диафрагмальное дыхание.

Annotation: The paper considers the issues of increasing the stress resistance of military personnel to complex training program exercises and of creating favorable conditions for developing self-regulation skills for achieving the optimal mental state required for performing training tasks and combat missions. The pedagogical experiment demonstrates the positive results of combining autogenic training and diaphragmatic breathing techniques in physical training in the context of forming self-regulation skills required for actions in extreme conditions, including reducing negative emotions, fighting physical and nervous exhaustion, and mental illness prevention. The paper presents the way of providing integrated (theoretical and practical) lessons on adapted self-regulation exercises with trainees’ performance being assessed using the functional biocontrol procedures of «Volna» software.

Key words: stress resistance, physical training, military personnel, autogenic training, diaphragmatic breathing.

Полный текст статьи